№9 (34) / Статьи журнала Мобильный Ч@ЙНИК“

«..PrevNext..»
[09.11.2007]

Интерактивные доски SMART Board: Размывая границы…

 

Общее среднее образование – жертвенный алтарь, на который каждый из нас положил не один год своей жизни. Из года в год, шесть дней в неделю «маленькие взрослые», взвалив на хрупкие плечи тяжеленные ранцы, понуро бредут в школы, лицеи и гимназии грызть гранит общеобразовательных наук…

 

Нет интереса – нет запоминания

 

Не секрет, что наши привычки, приобретенные в первые годы жизни, становятся тем фильтром, сквозь который мы будем воспринимать наше бытие. Не малую толику привычек мы приобретаем в школе. Как воспринимает мир малыш? Он радуется цветочку на лужайке, смеется в восторге, гоняясь за порхающей бабочкой. Он с упоением постигает мир. Он же, со счастливой улыбкой на конопатой мордахе, едва видимый из–за огромного букета хризантем, шествует в первый раз в первый класс. Он счастлив.

Он еще не знает, что его удел на ближайшие годы – обшарпанная доска в белых меловых разводах, на фоне коих раскинулись «пифагоровы штаны». Унылость и безысходность. И лишь воспоминания о витамине «Р» в виде широкого папиного ремня висящего на стене, будут заставлять школяра прислушиваться к монотонному бубнежу педагога.

Мозг хранит только важную информацию, которая в свою очередь определяется степенью эмоциональной окраски. Вот и пичкают заботливые родители своих чад «витаминчиком», повышая КПД усвоения школьной программы. Знакомая картина? Думаю – да. Возможны варианты, но общей картины они не меняют. Суть остается та же: пассивное усвоение информации с обратной связью в виде контрольных работ раз в месяц и валокордином в учительском кармане.

Но возможно все сделать совсем по-другому, на одном из таких вариантов и остановимся подробнее. Рассмотрим интерактивный процесс обучения, базирующийся на использовании программно-аппаратного комплекса от канадской компании SMART Technologies Inc.

 

Магия интерактивности

 

Интерактивная доска не является самодостаточным, конечным продуктом, это одна из составляющих программно-аппаратного комплекса, состоящего из собственно доски, проектора, подсоединенного к системному блоку персонального компьютера, под управлением специализированного программного обеспечения.

Сразу возникает резонный вопрос, в чем собственно прелесть данной конструкции и где разумность и интерактивность? А они сокрыты в технологии изготовления отображающего элемента и обслуживающем софте. Отображающая поверхность доски состоит из двух пластиковых листов, на внутреннюю поверхность которых нанесены резистивные элементы. Вот эти то элементы и реагируют изменением сопротивления при замыкании, которое в свою очередь возникает от приложенного давления к поверхности в определенном месте. Возникает короткое замыкание. Далее оно локализуется, определяются координаты, и информация о событии передается на дальнейшую обработку в системный блок компьютера посредством беспроводной связи BlueTooth либо через USB-интерфейс.

В зависимости от контекста, отображаемого на экране в данный момент, прикосновение преобразуется в линию, озвучивает анимированный персонаж или производит подсоединение к ресурсам Интернет. Полет творческой фантазии использующего SMART Board ограничен только размерами доски и четырьмя миллионами контактных элементов (матрица 2000 х 2000), чутко реагирующих на каждое прикосновение. В стандартной комплектации для рисования присутствуют четыре муляжа маркеров для отображения черного, красного, зеленого и синего цветов, но большинство преподавателей предпочитают обходиться без посредников между доской и пальцами рук, а дети и подавно. Наличие же подобия маркеров обусловлено удобством использования оборудования, под ними расположены концевые выключатели, которые определяют, какой из цветов необходимо отображать в данный момент (используется последний разомкнувший контакт), следовательно, их наличие, по сути, и не обязательно. Подобным же образом функционирует ластик, с той лишь разницей, что удаляет утратившую актуальность информацию. Наличествуют кнопки для быстрого вызова экранной клавиатуры, управляемой курсором, а также аналог правой кнопки «мышки» для вызова контекстного меню.

«Ну, поменяли мел на цветные маркеры. И все?» - провозгласит скептик - «стоит из-за этого столько шума поднимать!?». Стоит и еще как стоит, поскольку цветность и возможность видеть четкую картинку с задней парты – по сути, бонусы. Вся мощь заключена в прилагаемом «софте» (программном обеспечении), в нем вся интерактивность и разумность. Вот об этом и поговорим подробнее.

Программное обеспечение предоставляется в комплекте с доской и содержит все необходимое для быстрого создания уроков или презентаций, с последующей демонстрацией. Для установки программного обеспечения достаточно вставить компакт-диск в привод и нажать кнопку «Установить» в окне Setup – Wizard (мастера установки). Все остальное произойдет в автоматическом режиме. Стоит заметить сразу, что софт локализован для русскоязычных пользователей, за исключением справочной информации. По этой причине начальное ознакомление с возможностями придется совершать по старинке, методом «научного тыка» с конспектированием полученного результата, на что у пользователя, знакомого с работой на персональном компьютере, уйдет от силы минут 15, у всех прочих – пара часов со знанием английского языка, чуть более – у не владеющих международным техническим.

 

Знакомство с возможностями

 

Каждый запуск программы «Notebook» сопровождается показом окна, констатирующего факт того, что вы пользуетесь лицензионным софтом, за которое уплачено руководством учебного заведения, и вы, являясь в нем обучаемым, сотрудником или консультантом, – можете спать спокойно, поскольку нет факта нарушения законодательства. Ориентация на общеобразовательные учреждения имеет свои положительные моменты. Если сравнивать с политикой лицензирования каждого рабочего места, либо копией программного пакета, практикуемой большинством разработчиков коммерческого софта – картина вырисовывается очень привлекательная.

Использование программы «Notebook» на первых порах будет состоять из выбора объектов, расположенных в коллекциях, которые, надо заметить, весьма обширны (на сайте доступна для скачивания коллекция размером 510 мегабайт), и дополнения их недостающими элементами в контексте урока или презентации. Элементы коллекции – программные контейнеры, хранящие внутри себя графические изображения, векторную графику, текстовую информацию и звук. В этом изюминка программы, она позволяет создавать объекты, которые откликаются на воздействия определенным образом, к примеру, щелкнув по изображению кошки, ребенок услышит мяуканье, а ударяя по клавишам ксилофона (один из объектов коллекции) – наиграет мелодию. А уж сколько радости будет подолбить в барабан на переменке, даже трудно представить!.. Вспомните свое детство. Вот то-то и оно!

Чуть позже придет осознание того, что базовая коллекция не достаточно полна и ее просто необходимо дополнить. Пожалуйста. Нет ничего проще. Рисуем все, что необходимо, используя большой арсенал доступных и гибко настраиваемых линий (функционально не уступающий профессиональному пакету Corel Drow) и вызываем утилитку, прячущуюся за кнопкой с изображением фотоаппарата. Voila, рисунок превратился в объекты! А далее вращаем, изменяем размеры, изменяем цвет, добавляем звуков и ссылок на интернет-ресурсы по вкусу и отправляем в коллекцию, хоть по отдельности, хоть все сразу. И этого стало мало? Тогда придется воспользоваться импортом файлов Adobe Flash (Macromedia Flash в недавнем прошлом) или Microsoft Power Point. Данный набор обусловлен отсутствием встроенного языка описания поведения объектов внутри самой «Notebook» и наличия их в вышеуказанных программных пакетах, а также не в последнюю очередь с их распространенностью. Использование экзотики способно значительно осложнить жизнь конечного пользователя, Microsoft Office есть на двух третях компьютеров, а пробная версии Adobe Flash Pro доступна для скачивания на сайте www.adobe.com в секции Download.

При инсталляции, кроме «Notebook», устанавливается программа управления доской SMART Board «Средства SMART Board». Эта программа помогает осуществлять настройки, а также содержит очень, на мой взгляд, полезную утилиту, позволяющую совершать динамический захват экрана компьютера или доски с потоковым сохранением информации в формате AVI. Таким образом, все происходящее на уроке или презентации может быт сохранено на DVD-диски (размер конечного файла при невысокой степени сжатия будет несколько больше чем 700 мегабайт обычного CD-диска) и дальше предоставлено для ознакомления отсутствующим участникам. Мультимедийные уроки в одно нажатие – песня, да и только.

Что еще упущено? Инструмент – шторка, позволяющая скрывать часть экрана или закрывать его полностью, экспорт в формате веб-страничек, формате Adobe Acrobat PDF, Microsoft Power Point, графические файлы с расширением PNG, GIF, JPEG, BMP. Что еще? Возможность отправки рабочей области на печать. Смоделировал Вася Сидоров на исторической карте «Бородинскую битву» - отправил на печать. Историк Павел Сергеевич – поставил ему «пятерку» в уголочке листка и подшил для отчета, а файл поместил в коллекцию. Будет младший братишка Сережа Сидоров проходить ту же тему, глядишь - и ему пригодится. В общем, нет нужды больше хвалить продукт, с которым лучше знакомиться «очно», поскольку творчество проявляется у каждого индивидуально, а оно, как известно, ограничено только полетом фантазии.

 

Цена вопроса

 

Результат инвестиций будет заметен через год-полтора, когда отпадет необходимость в дополнительных занятиях с репетиторами. Когда сократятся расходы на лекарства, восстанавливающие неокрепшие детские организмы, измученные зубрежкой. Конечно, найдется немалое количество родителей, которые не видят толку в дополнительных тратах, их устраивает существующее положение вещей. Думается, они вряд ли дочитали статью до этого места, поэтому я не буду дальше пропагандировать инновационные технологии в образовании, а расскажу, на чем можно будет сэкономить и о некоторых подводных камнях, которые с поверхности не видны.

Итак, существуют программы, позволяющие общеобразовательным учреждениям получить существенные скидки. К примеру, грант SMART TWICE дает возможность по цене одной доски приобрести две (скидка 45 процентов от цены по прайсу на SMART Board 660), и это может стать первым шагом для популяризации технологии в школе, которую посещает ваш ребенок. Есть также программы по снижению стоимости другого оборудования, входящего в необходимый комплект. Акустика может также быть исключена из списка, поскольку подойдет любая активная из компьютерного салона, цена на которую будет более демократичной (от 2000 до 5000 тысяч рублей в зависимости от мощности), а можно принести из дома. Получается, что необходимо заплатить не 100000, а 60000 рублей, при сренеднестатистическом классе в 30 человек – это по 2000 с пользователя. Совсем не баснословные деньги. Могут, конечно, возникнуть организаторские трудности со сбором средств, но они всегда возникают, и в большинстве своем разрешаются положительно. Вот и оказалось гиря бутафорской, хотя казалась такой тяжелой. Теперь о том, что незаметно на первый взгляд. Не каждый из нас имел дело с проекторами, поэтому и не в курсе о том, что лампы, в них использующиеся, имеют ресурс 2000 – 3000 часов и стоят довольно дорого 200 - 300 долларов. Используя несложные арифметические расчеты – получаем 2000/(30*5)= 13,3 месяцев. То есть, приблизительно один раз в год нужно будет собирать дополнительные 300 долларов, плюс ту цену, которую попросят в сервисном центре за работу. Эти деньги вполне можно получить, сдавая оборудование в аренду, к примеру, для проведения уроков по изучению иностранных языков. При грамотном подходе можно и первоначально вложенные средства вернуть, и даже преумножить… Но это уже совсем другая история.

 

Максим Немцев

«..PrevNext..»

Версия для печати ++
Перейти к разделу >>
Перейти к номеру >>
№ 9 (34) 15 сентября 2007, суббота

Интерактивные доски SMART Board: Размывая границы…

№ 10 (35) 28 декабря 2007, пятница


№ 11 (36) 15 января 2008, вторник








№ 10 (35) 28 декабря 2007, пятница










№ 9 (34) 15 сентября 2007, суббота