Новости Сети


1 СЕНТЯБРЯ - ПРАЗДНИК ИЛИ ИСПЫТАНИЕ? ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ С МАРЬЯНОЙ БЕЗРУКИХ

30.08.2008

14:53 Марина Моему сыну 5 лет. Он умеет читать. Надо ли его учить писать или лучше подождать до школы, чтобы это сделали его учителя?

Учить ребенка писать до школы письменными буквами не стоит. Лучше, если это сделает учитель при обучении в первом классе. А вот печатные буквы можно писать. При этом важно объяснить ребенку, что все линии при письме должны быть прямыми и ровными. Нужно, чтобы он писал в большой строке (примерно 20 мм). Разлинованные листы использовать не стоит. Лучше писать на чистых нелинованных листах бумаги.

14:56 Светлана, С-Петербург Марьяна Михайловна, расскажите как лучше подготовить ребенка к школе, я имею в виду первоклассника?

Сейчас можно говорить лишь о том, как подготовить ребенка психологически к 1 сентября и к довольно сложному периоду адаптации к школе. Не стоит в оставшиеся две недели рассказывать ребенку как замечательно будет в школе, какие прекрасные будут дети и сколько радости у него там будет. К сожалению, реалии школьной жизни не всегда дают основание для восторга и радости. Поэтому лучше говорить о предстоящей школе спокойно, настраивая ребенка на работу.

14:59 Геннадий Все лето дети провели на даче. Заставить их читать книги не было никакой возможности. Когда надо обуздать их энергию и переключить внимание на учебный процесс. Как это лучше сделать?

Обуздать энергию ребенка очень сложно, а переключение на учебный процесс лучше проводить постепенно. Сейчас за две недели до школы стоит перейти на тот режим жизни, который будет необходим в школе. И все же, первые недели обучения не будут очень спокойными или легкими. Это период сложной и психологической, и физиологической адаптации. В этот период родителям стоит проявить больше терпения и такта.

15:07 Екатерина Как тренировать память ребенка?

Есть много способов тренировки памяти. И сейчас продается много развивающих тетрадей. Я думаю, вы найдете их, и они помогут вам. Но одним из самых эффективных методов всегда было и останется заучивание хороших стихотворений. Читайте ребенку, и пусть он рассказывает и пересказывает, и учит стихи наизусть. Чем младше ребенок, тем проще должны быть стихотворения. И никогда не ругайте его, если он запоминает медленно, не сразу. Память тренируется с возрастом. Можно тренировать память и на прогулке. Например, вы выходите гулять и договариваетесь, что он запомнит, сколько синих и желтых трамваев он увидит во время прогулки.

15:08 Вера Рекомендуете ли вы придерживаться для первоклашки режима детского садика с дневным сном?

Да, если ребенок готов спать днем.

15:14 Сергей В анонсе к Вашей онлайн-конференции написано '1 сентября - это праздник или испытание?', а Вы что думаете по этому поводу?

Это испытание. Испытание для ребенка, испытание для учителя и испытание для родителей. Для ребенка - потому что это принципиально новые условия его взаимодействия с чужим взрослым, со сверстниками. Это длительная статическая нагрузка (четыре 35-минутных урока), это большое эмоциональное и физическое напряжение. Ребенка, как правило, готовят к чему-то очень радостному и очень легкому. А ситуация в школе может оказаться сложной. Это испытание для учителя, потому что своих первоклассников он видит в первый раз, все они разные и с каждым нужно найти контакт. Самая главная обида первоклассника в первый день бывает такой -- она на меня даже не посмотрела! Ведь ребенок привык к вниманию окружающих его взрослых. Это испытание еще и потому, что на ребенка смотрят 30 пар глаз его одноклассников. Понимая это, нужно отнестись спокойно, если ребенок, выйдя из школы, не захочет ничего рассказывать. Он может просто устать. Нужно дать ему возможность 'отойти' и тогда он будет готов отвечать на ваши вопросы.

15:16 Лариса Какие, по-вашему, годы обучения ребенка в школе являются для него наиболее трудными для психики и физического состояния?

Наиболее сложными и психологически, и физически считаются 1-ый и 5-ый классы. И в том, и в другом случае, эта новая ситуация деятельности, новые нагрузки, и новые требования. Очень сложной может быть ситуация перехода в новую школу и в новый класс вне зависимости от возраста ребенка.

15:21 Ирина Какую одежду Вы посоветуете купить для мальчика и девочки начальных классов (в школе нет специальной формы). Вы за школьную форму или нет?

Школьная одежда должна быть удобной и гигиеничной. Она должна легко стираться и иметь сменные варианты - рубашки, майки, блузки. Очень важно, чтобы ребенок не ходил в синтетической одежде и кроссовках из кожезаменителя. Вообще, кроссовки - не самая полезная обувь. Я не вижу ничего плохого в школьной форме, если она соответствует всем этим требованиям.

15:23 Екатерина Как быстро дети привыкают к школьной дисциплине после 3-х месяцев отдыха? Что надо сделать, чтобы этот переход прошел для них менее болезненно?

Как правило, период адаптации к школе продолжается 3-4 недели. Вне зависимости от возраста детей. Для того чтобы этот переход прошел безболезненно, ребенка не стоит нагружать дополнительными нагрузками. Или хотя бы, по возможности, снизить их на этот период. И конечно, в школе должны учитывать это обстоятельство.

15:26 Юлия, Москва Уважаемая Марьяна Михайловна! Моей дочери 6 лет. На следующий год нас ждет поступление в школу. Сейчас есть разные возможности подготовки к поступлению в первый класс. В нашем районе есть школа развития 'Филиппок', там дети занимаются 3 раза в неделю, уроки по 45 минут. В день 5 уроков: английский, математика, этикет, рисование, слово, ритмика и др. Есть вариант отдать ребенка на подготовительные курсы в школу, куда мы планируем поступать в 7 лет (программу обучения, к сожалению, пока не знаю). Там занятия ежедневные, нагрузка на детей больше. Школа языковая. Какой вариант подготовки лучше выбрать?

Не считаю, что подготовка к школе с пятью уроками в день - целесообразный вариант. Боюсь, в этом случае, ребенок уже не захочет идти в школу. Если вы выбираете языковую школу, обратите внимание на речевое развитие своего ребенка. У него должна быть очень хорошо сформирована речь. Советую вам найти в книжном магазине мою книгу 'Ступеньки к школе'. Там вы найдете ответы на все ваши вопросы.

15:33 Ольга Анатольевна Уважаемая Марьяна Михайловна! Я мать одиннадцатиклассника. Мой сын учится в общеобразовательной школе, успевает по всем предметам, год окончил с двумя четверками, остальные пятерки, но какого здоровья ему это стоит! Уроков каждый день 7-8, из школы он приходит в 15.30. Час уходит на обед и душ, еще час уйдет на ужин, до сна остается четыре с половиной часа на все уроки. Этого времени старшеклассникам не хватает, приходится поздно ложиться спать. Учебники в основном рассчитаны на то, чтобы дети анализировали, сопоставляли, сами находили нужную информацию, но все это отнимает много времени, внимания и сил, а значит, и здоровья. Выполнение заданий по географии в контурных картах занимает пять часов у подготовленного ученика. Дети, которые хорошо учатся в старших классах, не имеют возможности гулять, лишний раз сходить в театр или на концерт, почитать книгу для себя. Как результат - головные боли, пониженное давление и др. недуги у половины отличников. Сейчас вводятся госэкзамены, предполагающие совершенно иную систему подготовки, но ведь все 10 лет детей учили по определенной методике, следовательно, придется переучиваться вместе с учителями. Учитывали ли это методисты? Я считаю, что программа чрезвычайно усложнена, перегружена лишней информацией. Необходимо оставить азы и научить самостоятельно мыслить детей, при этом, думаю, важно не отвратить школьников от желания дальше развиваться, познавать мир во всем его многообразии и воспитать в них уважение к закону и личности. С благодарностью за возможность высказаться Ольга Анатольевна, мать 11-классника.

К сожалению, в 20-ти процентах наших школ у детей чрезмерная нагрузка. И рабочий день у этих детей от 12 до 16 часов. Выбор школы, программ обучения и, в конечном итоге, нагрузки - это выбор родителей и ребенка. И при существующей системе образования ничего изменить невозможно. Хочу надеяться, что система обучения станет более гибкой и не будет требовать от детей столь сильного напряжения и такой высокой цены как здоровье. Родители могут помочь ребенку, не настраивая его только на высокие достижения и позволяя ему, время от времени самому регулировать нагрузку - то есть отдыхать.

15:35 Вера Мефодиевна Здравствуйте. Мой внук идет в первый класс. По слухам, их будущий преподаватель очень властная, жестокая по отношению к детям женщина. Родители ее бывших учеников рассказывают, что она могла публично обозвать ребенка, унизить. Как поступить, в том случае, если это действительно так? Не хотелось бы, чтобы у мальчика, с начальной школы сформировался негатив по отношению к процессу обучения в целом. Спасибо.

Мне искренне жаль вашего внука. Боюсь, если такое произойдет, то негатив по отношению к школе неизбежен. А вы не хотите сменить школу, пока не поздно.

15:39 Олеся Здравствуйте. Мой ребенок (дочка) наотрез отказывается идти в первый класс. Как мы ее не соблазняли красивыми пеналами, ранцами, игрушками, обещаниями отпраздновать это событие походом в цирк, даже собаку решили ей подарить. Она ни в какую. Когда слышит о школе, начинает плакать, теряет аппетит, даже не смотрит мультики. При этом дочка очень общительный ребенок, не стесняется говорить по телефону, много друзей на даче. Она говорит, что ей это не интересно, а слово 'надо' действует на нее обратным образом. Чем можно ее стимулировать? Спасибо.

Стимулировать - ничем. Похоже, подготовка к школе отбила у нее желание туда идти. Что же вы делали? Потеря аппетита, слезы и категорический отказ - свидетельствуют об ухудшении ее психического здоровья. Будьте осторожны, не перегните палку. Словами 'не интересно' она, по-видимому, прикрывает свой страх идти в школу. Почему - вы должны разобраться и понять. Если вы в Москве, советую обратиться за консультацией в наш институт. Запись по телефону: 8499-245-04-33.

15:40 Дмитрий Николаевич Добрый день. Моя дочь слетела с катушек. В народе, о таких говорят, раздолбайка. Из школы ушла после 9 класса. Нам с женой сказала, что поступает в колледж. Лгала, что ходит на подготовительные занятия, мы дали ей деньги на это. Но выяснилось, что она и не собирается никуда поступать, а все лето пила пиво с подругами в Серебряном Бору. Деньги она все профукала. На работу идти не собирается, а все время висит на сайте знакомств. Подруги у нее такие же. Авторитетов она никаких не признает, и нас с женой презирает. Жена работает в детском саду, а я строитель, так что мы при всем желании не можем обеспечить ей роскошную жизнь, как она мечтает. Раньше у нас были хорошие, доверительные отношения, а теперь дочь только огрызается и не идет на контакт. Посоветуйте, что делать, может попробовать вернуть ее в школу?

Коротко ответить на ваш вопрос сложно. Я советую вам обратиться в семейную консультацию к психологу. Постарайтесь не углублять конфликт.

15:44 Аня Здравствуйте. Я иду не в первый, а в девятый класс. Но у меня проблема. В своем классе я стала белой вороной. Примерно с шестого класса меня периодически избивают одноклассницы. Они меня ненавидят. Не знаю за что. Все время высмеивают. Объявляют бойкот и тому подобное. Мама считает, что у меня комплекс жертвы. Ходили к психологу, но он сказал, что со мной все в порядке. Что вы мне можете посоветовать? Уходить из школы не хочу, так как там сильные преподаватели, и она удобно расположена. Может мне избить их поодиночке? Не хочу, чтобы меня считали жертвой и вешали ярлыки, но и в тюрьму садиться не хочу, если кого-нибудь из них убью.

Дорогая Аня, сочувствую, если можешь, попробуй не концентрироваться на отношениях одноклассниц. Не бойся их и не живи ожиданием подлости. Я считаю, что ты очень сильный человек, так как не хочешь сдаваться. Понимаю, что не собираешься избивать их поодиночке. А улыбнуться, когда их видишь, не пробовала? Думаю, это будет сильнее кулаков. Если все будет продолжаться, может быть, стоит все-таки поменять школу.

15:47 Игорь Добрый день! Сын пойдет во второй класс. Но сейчас пребывает в какой-то апатии. Теща не видит ничего дурного в компьютерных играх, и когда она с ним сидит, мальчик постоянно играет. К сожалению, я не могу все время его контролировать, и нашей бабушке не втолковать про опасность лудомании. Посоветуйте, какие слова найти, чтобы объяснить восьмилетнему мальчишке, что компьютер это не абсолютное благо, но и источник опасности? Заниматься с ним спортом я могу только в выходные, да и то не всегда, так как очень много работаю. А жена не хочет ссориться с матерью, она вообще ее боится.

Объяснять ребенку про источник опасности не стоит. Спорить с тещей - себе дороже. Компьютер не должен стоять в комнате ребенка. Это не игрушка. И поэтому вы имеете право лимитировать время работы ребенка за компьютером. Бабушке можете случайно положить на стол книгу - 'Дети - жертвы экрана'. Эту книгу можно купить по Интернету. Думаю, не лишне будет напомнить, что гигиенические нормативы работы ребенка за компьютером в этом возрасте 20 минут в день.

15:50 Эмма Добрый день. Мой сын очень замкнутый и пугливый. Как я могу помочь ему адаптироваться в школе, где дети очень разношерстные, активные и темпераментные?

Если ребенок еще не пошел в школу, стоит найти ему сначала очень небольшую компанию и учить взаимодействовать с детьми. Дети не бывают просто так замкнутыми и пугливыми. Важно разобраться чего он боится, каких ситуаций, когда он чувствует себя неловко и помочь ему адаптироваться в конкретных ситуациях, учить его общаться.

15:53 Дина После 9 класса я перевела дочь в другую школу, с углубленным знанием истории и литературы. Что вы можете посоветовать относительно более безболезненного для нее периода адаптации к новым ученикам и учителям? Надо ли мне, на Ваш взгляд, наводить контакты с учителями?

Контакт с учителем всегда полезен. Если ваша дочь очень волнуется, попробуйте обсудить, что именно ее тревожит. Можно даже проиграть ее первый приход в школу, ее знакомство с одноклассниками. Если она считает, что сама не справиться, стоит обсудить это с классным руководителем и попросить его (ее) представить вашу дочь одноклассникам, чтобы она в первый день не чувствовала себя неловко.

15:56 Ольга, Москва Добрый день Марьяна Михайловна. Мой сын идет в первый класс прогимназии, но никакого желания и интереса учиться он не проявляет. Напротив, во время подготовительных занятий к школе он не мог сконцентрировать своё внимание, вертелся, суетился. Возможно ли пробудить у гиперактивного ребенка интерес к школьным занятиям, развить память и способность к обучению? Но без применения насилия, нотаций и прочих слабостей родителя. Спасибо.

Во-первых, почему вы считаете, что ваш ребенок гиперактивный? 6-летним детям очень сложно концентрировать свое внимание и сосредоточено работать, особенно, если требования превышают возможности ребенка (а, как правило, при подготовке к школе возрастные возможности детей учитываются мало). Интерес к занятиям поддерживается только ситуацией удачи, успеха, вашей поддержкой.

15:58 Елена Как должны вести себя родители в случае конфликтной ситуации между учеником и учителем. К кому лучше обращаться: сразу к директору или все-же лучше сначала поговорить с учителем, с которым у ребенка конфликт?

Конечно, сначала поговорить с учителем. Но делать это нужно очень спокойно, тактично и доброжелательно (даже если вам сложно так себя вести). Разберитесь в ситуации и постарайтесь сгладить конфликт. Как правило, в конфликте 'виноваты' обе стороны. Поэтому и ребенку тоже объясните бессмысленность углубления конфликта.

16:01 Элина Георгиевна, Москва У нас в школе работает психолог, молодой человек. Формально все в порядке, у него и диплом есть, и вроде бы где-то он прежде работал по специальности. Но у меня такое впечатление, что он не столько помогает детям, сколько собирает материал для диссертации. А может ли родительский комитет спросить с него за результаты работы и вообще о том, что, собственно, он делает?

Разумеется. Родительский комитет имеет право через дирекцию школы попросить психолога рассказать о результатах его работы, о методиках, которые он использует, о целях и задачах его работы.

16:03 Анжелика Моя дочь пойдет в 5-й класс, теперь будет учиться и по субботам. А у меня суббота - единственный выходной, в воскресенье я работаю. Получается, что фактически не буду видеть ребенка даже в выходной, сходить с ним куда-то, поехать на дачу. Может ли школа пойти мне навстречу и разрешить дочери не посещать занятия в субботу?

Как правило, по субботам учатся дети в школах с интенсивной программой. Это значит, что в субботу у них будет полноценный рабочий день. Не думаю, что вашей дочери разрешат не посещать занятия в субботу. Это создаст и для нее много проблем.

16:05 Елена, Москва Не все дети обладают задатками лидеров, остаются застенчивыми и робкими. Но ведь и их надо как-то интегрировать в компании сверстников, более бойких. Иначе они остаются изгоями, может быть, даже навсегда. Как объяснить это учителю?

Квалифицированный учитель это знает. А неквалифицированному объяснить невозможно. По-видимому, вы активная мама и можете помочь детям наладить общение. Организуйте совместную работу, экскурсию, подготовку к вечеру и т.д.

16:06 Светлана Евгеньевна, Москва Сын пойдет в 5-й класс, учится в школе с углубленным изучением языков. Два года учит немецкий язык, обучение состоит из зазубривания огромных текстов. А в параллельной группе дети уже пытаются говорить на языке. Что делать нам, родителям? Стоит ли вмешаться в работу нашего учителя или нет?

Стоит поговорить с завучем или директором и обсудить с ними эту проблему.

16:12 Наталья Николаевна. В прошлом году мы перевели сына в новую школу, он быстро подружился с одноклассниками. Но мне эти новые друзья не нравятся: пьют пиво, курят. Я заметила, что сын стал меняться не в лучшую сторону. На мои замечания он отвечает, что так надо пить с ними пиво и курить, иначе не примут в новую компанию. И все будет только хуже. Что мне делать, как повлиять?

К сожалению, ваши слова "мне не нравятся его друзья" - никакого эффекта не имеют. И никаким образом на него не повлияют. Единственный вариант – говорить, объяснять, рассказывать. Он в таком возрасте, когда вообще мнение взрослых не столь значимо, как мнение друзей. То, что он вам говорит о том, что так нужно для того, чтобы войти в компанию, это хороший симптом, это значит, что он вам доверяет. Постарайтесь не потерять это доверие. У сына сложная ситуация, он делится с вами, он рассказывает о том, что он вынужден это делать. А раз он понимает, что он вынужден, я не исключаю ситуацию, когда он поймет, что одно дело – ребята, другое дело – он и его собственная жизнь. Подростку ничего, к сожалению, ничего нельзя запретить никак. И, по счастью, они все вырастают из своих проблем, если не теряют контакт с родителями. Наберитесь терпения. Всего доброго.

16:30 Петр Алексеевич Моя дочка – активистка молодежного движения "Молодая гвардия", их еще в прошлом году увлекли. Мне вообще не очень нравится, что она так много тратит времени на всякие собрания, митинги в поддержку у посольств и так далее. А когда вообще учиться? Как мне изменить ее отношение к этому делу?

Любая организованная форма активности и любая группа очень привлекательна для подростков. Это закон возрастного развития. Изменить ничего нельзя, если будете запрещать. Единственный способ – говорить: обсуждать, разговаривать, что-то подчеркивать, объяснять свое мнение, свою позицию. Может быть, над чем-то пошутить, над чем-то вместе посмеяться, что-то подвергнуть сомнению.

16:37 Полина Мой сын, первоклассник, принес в школу книжку "Энциклопедия секса: от 3 до 7". Мы ее купили сами, когда ребенок стал задавать вопросы про отношения полов. И он потихоньку от нас отнес ее в школу. Мы получили скандал от учительницы. Хотелось бы понять, кто прав. В школах вообще существует сейчас какое-то половое воспитание?

Нет, в школах этого не существует. Более того, на рассмотрение этих вопросов наложено табу, и не школой, а самими родителями. К сожалению, очень многие родители считают разговоры с детьми на эти темы грехом. Более того, несколько лет тому назад мы специально проводили в нашем институте "Круглый стол", где некоторые родители просто угрожали издателям Уголовным кодексом именно за эту энциклопедию.

Разумные родители, тем не менее, это делают, и вы поступили разумно – чем раньше ребенок это читает, тем меньше он потом этой темой интересуется. Эта закономерность очень хорошо известна, и интерес к теме взаимоотношения полов у ребенка в возрасте 6-8 лет совершенно иного рода, чем в 11 и 12. Поэтому вы поступили правильно, вы должны быть спокойны и спокойно отнеситесь к реакции учителя, потому что это, может быть, не столько реакция учителя, сколько опасение другой реакции от других родителей. Она тем самым защищает себя. Отнеситесь к этому спокойно, спустите все на тормозах, не напоминайте об этом учителю, конечно. А ребенку объясните, что есть книги, которые он может читать и обсуждать дома, а есть книги, которые он читает в школе. Вы можете объяснить это так: не всем мамам, не всем ребятам это может понравиться. И дети, и взрослые все разные: кому-то интересно про космос, про звезды, про океан, про развитие человека, а кому-то это неинтересно. Тебе интересно? Мы с тобой будем это обсуждать. Им не интересно, ну и не надо с ними об этом разговаривать.

Я благодарю всех, кто задал вопросы. И желаю всем детям, родителям и педагогам только терпения. С новым учебным годом!

inauka.ru



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Образование Казань и Татарстан - IT-Tat.Ru»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: it-tat.ru

Все новости раздела




Rambler's Top100 Яндекс цитирования

реализация проекта: интернет студия "WebSlovo.Ru"